Назад

Модели


    Вспомните первые кадры знаменитых фантастических кинолент... В “Звездных войнах” огромный корабль неторопливо пролетает перед глазами зрителей, темная туша “Ностромо”, будто крадучись, выплывает из киноэкрана в “Чужом”... Все это — лишь модели, созданные специально для каждого фильма.
    Моделирование кораблей — это распространенное хобби для многих людей. Но вряд ли оно достигает того качества, которое требуется для кинематографа. Обычно кинематографические модели идут в заранее заданном масштабе. Чаще всего требуется несколько вариантов идентичных моделей разного размера.
    Например, “Тысячелетний сокол” ''Тысячелетний сокол'' из ''Звёздных войн''для “Звездных войн” был изготовлен в пяти разных версиях — почти полутораметрового диаметра для детального показа самого корабля; полуметрового — для сцен, в которых “Соколу” приходится маневрировать либо в поле астероидов, либо между другими кораблями; пятнадцатисантиметровая и пятисантиметровая, которые использовали тогда, когда было необходимо показать в кадре размеры “Сокола” относительно других кораблей (тоже моделей). Все эти они были абсолютно идентичными, включая пятна грязи и гари вокруг двигателей. И все были похожими на павильонную модель “Сокола” в натуральную величину.
    Модель взрывающегося грузовика в самом конце “Терминатора 2” была точной копией той машины, что снималась в фильме. Дело в том, что съемки сцен погони за Сарой Коннор снимались напротив полицейского оружейного хранилища. Съемочной группе не удалось получить необходимое разрешение для съемок взрыва в натуральную величину, его пришлось снимать в павильоне с использованием модели.
    Из чего же делают модели? В основном, из дерева, которое потом ламинируется. Или из пластмассы, нагревая ее и создавая форму, “натягивая” ее на оригинал с помощью вакуумной технологии (так же, как делают вакуумную упаковку продуктов). А вообще — из всего, что только окажется под рукой. Промышленные детали, части бытовых приборов, части игрушек, металлолом — все идет в дело.
    Модель можно склеить или соединить болтами. Но она должна разбираться как можно быстрее. Ведь зачастую внутри модели помещают батарейкуи множество лампочек, чтобы имитировать освещение внутри корабля и его сигнальные огни. А вдруг посреди съемок одна из ламп перегорит? Если не позаботиться о возможности смены лампочек и батареи изначаль- но, можно заполучить кучу неприятностей. Например, придется ломать модель или процесс разборки-сборки затянется надолго, что повысит стоимость съемок.
    Чем больше размер модели, тем легче ее создавать. Можно добавить необходимых деталей, более подробно раскрасить, ее можно сделать максимально реалистичной. Оператору легче снять такую модель, и выглядит она в кадре гораздо естественнее. Средний размер киномоделей — один метр. Иногда корабли отливают из гипса или оргстекла, но это значительно утяжеляет их. Для отливки необходим, как минимум, один оригинал, который, чаще всего, не переживает процесса создания формы. Оргстекло более выгодный материал — легкий и твердый, он хорошо переносит сверление и другие процедуры, необходимые для финальной сборки. И только на этом этапе создатель видит, насколько реалистична его модель.
    Что Имперский шаттл из ''Звёздных войн''касается интерьеров кораблей, то их тоже строят отдельно. Например, интерьер “Звезды смерти”, по которому летали более мелкие корабли во главе с “Тысячелетним соколом” в “Возвращении джедая”, состоял из множества трубок, общей длиной в несколько километров. В некоторых местах были использованы зеркала, отражающие интерьер в бесконечность. Каждый сегмент трубы имел снимаемую крышу для проезда камеры. Съемки велись со скоростью 20 кадров в секунду, что создавало ускоренное движение.
    Для съемок пламени внутри “Звезды” были использованы трубки из негорящей эпоксидной смолы и алюминия. Чтобы пламя передвигалось и не затухало, в трубке были заложены последовательные заряды. Камера двигалась по этой трубе со скоростью 30 км/час, обгоняя пламя, но постепенно приближаясь к нему, чтобы создать ощущение того, что пламя настигает корабли.

    Как уже говорилось выше, моделирование необходимо, если аппарат по сценарию нужно взорвать. Например, в фильме “Скалолаз” (с Сильвестром Сталлоне) была цена со взрывом вертолета. Было сделано три точные копии вертолета, которые участвовали в трех разных дублях. В вертолет поместили нужное количество взрывчатого вещества и взрыватель. Съемки велись во дворе киностудии, где была воспроизведена копия того ущелья, в котором проходили съемки данной сцены. Первый дубль не удался — вертолет взорвался до того, как упал на камни. Второй дубль был как раз тем, что нужно, но режиссер потребовал повторить его “на всякий случай”, поэтому пришлось взорвать и третью модель.
    Состав взрывчатого вещества для миниатюрных взрывов хранится пиротехниками в секрете, потому что является профессиональной тайной. Чаще всего, сам пиротехник создает химических состав взрывчатых веществ — разных для разных кинематографических задач. Какое-то вещество создает яркие взрывы и сгорает зрелищно, а какое-то — создает огненный шар заданного размера и цвета.
    Миниатюрные взрывы имеют свою специфику. Если вы взрываете что-то в натуральную величину, то проблем с масштабом не возникает. Но как только на заре кинематографа попытались взорвать миниатюрный замок — сразу увидели разницу. Замок разлетелся, как спичечный коробок, слишком большими кусками в сравнении с тем, как бы разваливался настоящий замок, созданный из кирпичей или камней. Поэтому его пришлось подпиливать в нужных местах, а количество взрывчатого вещества уменьшить.
    Кроме того, настоящий замок разваливался бы намного медленнее. Для создания иллюзии необходимого масштаба скорость съемки увеличили в 50-100 раз. Чем больше размеры сооружения, которое необходимо показать, тем больше скорость движения пленки при съемке взрывов. Например, для взрыва “Звезды смерти” скорость кадров составляла 240(!) кадров в секунду. Таким образом, при обычной скорости пленки 24 кадра в секунду это взрыв растягивался на 10 секунд — достаточное время, чтобы зрители смогли насладиться красотой эффекта.
    Еще один нюанс — в космосе нет гравитации. Поэтому ни корабли, ни взрывы не подвластныземному притяжению. Как сымитировать невесомость в земных условиях? Очень просто! Необходимо снять взрывающуюся модель так, чтобы взрыв казался равносторонним — не попадающим под влияние земной гравитации.
    Это можно сделать, расположив камеру под моделью. Тогда диаметр огненного шара и расстояние, на которое отлетят части модели, будут одинаковы со всех сторон. Модель подвешивают под потолок, под ней располагают камеру, между нимиДжордж Лукас у модели ''Звезды смерти'' помещают лист стекла, чтобы защитить линзы камеры от падающих частей. Именно так была снята сцена разрушения корабля “Саратога” в сериале “Звездный путь”, так же была взорвана “Звезда смерти” в “Звездных войнах”.
    Кроме космических взрывов, в фильмах можно наблюдать и вполне земные крушения различной техники, тоже сделанные в миниатюре. Например, в фильме “Назад в будущее 3” есть сцена падения поезда с разрушенного моста. Для съемок этой сцены была создана копия этого состава стоимостью в 50 тысяч долларов. “Столько усилий для того, чтобы столкнуть его с моста!” — сокрушается разработчик миниатюры. Размеры модели впечатляют — это практически коллекционная копия исторически существовавшего паровоза и вагонов высотой в 90 сантиметров.
    Считается, что моделирование в том виде, в котором оно требовалось кинематографу ранее, медленно умирает. Хотя некоторые создатели моделей утверждают, что они “никогда не были более востребованными”. В любом случае, киномоделирование не умрет окончательно никогда, потому что даже сегодня для того, чтобы создать трехмерное изображение, декораторы и дизайнеры все равно используют “живой” макет. Большинство трехмерных компьютерных строений, прежде чем нарисовать их в AutoCAD, строят в виде макета.
    Например, чтобы создать трехмерный замок в мультфильме “Шрек”, Кеннет Ларсон сначала построил оригинал замка в разрезе. Это помогает находить нужные ракурсы и экономит время. Точно так же для фильма “Контакт” был создан макет сферы, в которой путешествовала Джоди Фостер. Множество миниатюрных строений было построено и для фильма “Бэтмен навсегда”.

Вверх



















Hosted by uCoz