Назад

Покадровая анимация


    Первопроходцем в этой области был Уиллис О’Брайен — его гений подарил жизнь знаменитому Кинг-Конгу в 1933 году. Свой первый пятнадцатиминутный фильм О’Брайен снял в 1915. Работа над ним заняла два месяца. Для фэнтезийного фильма “Затерянный мир” Уиллис впервые додумался создать куклу динозавра со стальным скелетом, состоящим из сотни “суставов”. Это позволило придать анимации реалистичность. Марсель Долгато, его ассистент, сделал 50 кукол для этого фильма, “одетых” в латекс и шерсть.
    В 1925 году “Затерянный мир” стал хитом кинопроката, зрители были просто в шоке — настолько реалистичными казались им съемки. В том же году Уиллис начал работу над “Кинг-Конгом”. Уиллис создал каркас для Конга, а Марсель “одел” его в резину, пенопласт и шкуру. Анимация “Кинг-Конга” продолжалась больше года. Но это была сенсация — очередной рекорд кассового сбора и множество юных аниматоров, вдохновленных работой О’Брайена.
    Одним из этих будущих аниматоров был тринадцатилетний Рей Харрихаузен. “Фильм так меня поразил, просто “крышу снесло”, — рассказывает Рей. —Рей Харрихаузен сегодня Я точно знал, что это не был человек в костюме, мне хотелось разобраться, как они это сделали”. Он начал снимать свои собственные фильмы с динозаврами. В конце концов, его пригласили в гости к Уиллису О’Брайену, который признал в юном даровании своего конкурента.
    Но, тем не менее, О’Брайен поддержал мальчика, и сразу после окончания школы Рей получил работу аниматора. В 1946 году сам Уиллис О’Брайен позвонил ему и предложил поработать на новом фильме о необычной горилле. Рей был счастлив работать вместе со своим кумиром. Их совместная работа — “Могучий Джо Янг” — вышел в 1946 году. Скелет куклы состоял из 150 “суставов”, а Рей провел несколько дней в зоопарке, изучая повадки горилл, чтобы придать своему “подопечному” реалистичность движения.
    В 1963 году Харрихаузен снял фильм “Ясон и аргонавты”. Семь скелетов, вступающих в бой с аргонавтами, — это былаКадр из фильма ''Ясон и аргонавты'' самая сложная сцена в кинематографе того времени, созданная с помощью покадровой анимации. На репетициях скелетов заменяли каскадеры, чтобы актеры точно знали, как им следует действовать. Потом сцены снимались без какой-либо помощи актерам, которым пришлось драться с воздухом. Но потом Рей заменил пустоту своими скелетами. В среднем, Рей создавал всего 13 кадров за день работы, а вся сцена заняла у него четыре с половиной месяца работы. В фильме также появлялись гарпии и ожившая статуя Талоса, анимированные с помощью этой технологии. Любимым персонажем Харрихаузена стала Медуза Горгона, созданная им для фильма “Битва титанов” (1982). Во время съемок ему пришлось анимировать и запоминать движения более двухсот “суставов” ее тела и волос.
    Фил Типпет, современный мастер покадровой анимации, использовал подобную технологию на съемках фильма “Империя наносит ответный удар”. Именно так ожили шагающие танки империи.
    “Павильон был завален пищевой содой и мелкими стеклянными шариками, — рассказывает Фил. — Поэтому, если ты забылся и поставил куда-то локоть, ты мог нарушить единство площадки. Не говоря уже о том, что если кому-то приспичит чихнуть, он может сдуть весь “снег”... Мы сделали маленькие дверцы в полу студии, за которыми мы прятались во время съемки кадров. Это был длительный кропотливый процесс — открыть дверцу, пошевелить модель, закрыть дверцу, щелк, открыть дверцу... и так в течение нескольких недель”.
    Фил Типпет также знаменит тем, что изобрел динамическую покадровую анимацию (gomotion animation в противовес stop motion animation — покадровой анимации). Можно заметить, что персонажи, оживленные с помощью покадровой анимации, выглядят в движении не очень реально: даже если двигаются быстро, они обладают странной четкостью, которой нет у живых персонажей. Наш глаз замечает некую странность в их движении. Это происходит оттого, что при покадровой съемке персонажи в каждом новом кадре фотографируются в покое. Человеческий же глаз видит объект в движении несколько размытым в каждый отдельный момент времени (скажем, в отдельном кадре).
    Так вы, наверное, замечали, что если сфотографировать бегущую собаку, то на фотографии ее лапы окажутся размытыми. Именно Фил додумался соединить свои куклы с мотором, который бы приводил их в движение во время съемки отдельных кадров. Все движение кукол раскладывалось на прерывистое.
    Впервые эта технология была использована на съемках “Империи”. Снежный зверь тун-тун, на котором ездили повстанцы, потребовал особого подхода. Именно из-за своего стремительного движения возникла необходимость размывать отдельные кадры с его участием. Фил соединил каркас зверя с мотором, а тот, в свою очередь, был подключен к камере. Когда затвор камеры открывался, чтобы сделать кадр, мотор приходил в движение и резко двигал зверя. Таким образом, в кадре оставалось изображение размытого тун-туна. Тем не менее, покадровая анимация остается очень сложной и кропотливой работой.
    “Когда я работаю, — рассказывает Фил Типпет, — никто не должен ходить, говорить, отвлекать меня в студии. Я очень концентрируюсь, потому что нельзя забыть ни одного движения, ни одного “сустава”, надо точно помнить направление движения, держать малейшее движение в голове. Иногда 150 кадров, которые пробегут на экране за 6-7 секунд, отнимают до 12 часов работы”.
    В следующем фильме Фила Типпета “Истребители драконов” все драконы были анимированы с помощью динамическом покадровой анимации (go-motion animation), именно тогда появился и этот термин.
    Именно покадровая анимация дала жизнь и большинству современных фильмов и мультфильмов с участием трехмерных компьютерных персонажей. Например, Фил Типпет участвовал в оживлении динозавров в фильме Спилберга “Юрский парк”. Его умение раскладывать движение на прерывистое и запоминать каждый кадр в отдельности пригодилось во ''Скелет'' инсектоида для фильма ''Звёздная пехота''время создания реалистичных динозавров. Фил двигал модели, а компьютер записывал все ее движения. Потом эти движения накладывались на трехмерные модели ящеров.
    Студия Типпета и сегодня создает фантастических персонажей для нужд кинематографа. Именно из рук ее мастеров вышли роботы для фильма “Робокоп 2” и “Звездная пехота”. И как бы это ни было грустно или несправедливо — но за свои работы Фил получил ни одного “Оскара”.


Вверх



















Hosted by uCoz